На
главную
страницу


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Львов."Суботняя почта " 03.07.2009

Во Львове состоялся концерт памяти Пабло Сарасате


В концертный сезон 2008 - 2009г музыкальный мир отметил столетие со дня смерти выдающегося испанского композитора и скрипача Пабло Сарасате. Единственный концерт памяти гениального виртуоза состоялся и в Украине, во Львове - на закрытие сезона здесь также упомянули, что нужно почтить память одного из самых известных романтических скрипачей. Тем более, что на склоне концертной карьеры, в 1903 г. он украсил своим выступлением первого филармонического сезон нашего города.

Инициатор концерта Остап Шутко, не только талантливый и успешный скрипач, лауреат международных конкурсов, но и не менее одаренный организатор музыкальных акций, уже в который раз реализует художественные проекты, имеющие целью привлечь как можно более широкий круг публики в концертные залы. Вот и на концерт памяти Сарасате, несмотря на завершение сезона, сильнейший дождь и напряженное время сессии, собралось гораздо больше публики, чем можно было надеяться.

Дополнительной изюминкой каждого концерта становится то, что Остап Шутко умеет захватывающе и остроумно построить и саму программу, и ее проведение. Используя опыт многих известных музыкантов мира, он не боится включать в программы популярные произведения, настоящие шлягеры академической музыки, свободно рассказывать о них, а даже общаться с публикой, задавать вопросы специалистам, которые сидят в зале, и находить к общеизвестным, и малознакомым произведениям, которые он выносит на сцену, интересную информацию.

Программу концерта памяти Сарасате можно назвать не иначе, как символической. Начался вечер "Крейцеровой сонатой" Л. ван Бетховена - произведением, который выдающийся испанец играл во время своего выступления во Львове. Остап Шутко исполнил ее с известным в городе пианистом Петром Довганем.

Сюрпризом для публики, не указанным в афише, стала премьера произведения для скрипки соло, написанного специально по заказу Шутко для этого концерта. Львовский композитор Виктор Каминский буквально за несколько дней написал развернутую виртуозную пьесу - а разве можно было бы памяти Сарасате написать нечто невиртуозное? - Экстравагантно назвав "Блуждающий дух художника", зашифровавши в начальной музыкальной теме монограму фамилии "Сарасате. Использовав максимум сложных приемов скрипичной игры и несколько цитат из произведений самого Сарасате, автор создал музыку напряженную, беспокойную, порой даже жесткую, а вместе с тем не поминув и эпизодов изысканной "испанской" лирики. А то, что молодой скрипач освоил этот весьма сложный текст за два дня, свидетельствует и о его профессиональном уровне, и о большом художественном интеллекте, благодаря которому музыкант естественно переходит от классических шедевров до романтической музыки самого Сарасате (а Шутко выбрал для этого концерта его замечательный "Андалузский романс"), а от нее - до произведений, написанных "здесь и сейчас".

Специальной гостьей концерта стала молодая испанская скрипачка Ева Леон, что в последние годы живет в Нью-Йорке. Уроженка экзотического рая для туристов, Канарских островов, она училась у многих выдающихся педагогов мира, в том числе и в украинского мэтра Олега Крысы, победила на большинстве скрипичный конкурсов в Испании, а в США получила престижную премию, благодаря которой перед ней открылись двери престижных залов .

Ее манера игры действительно завораживает - не то, чтобы она была окончательно безупречной, с некоторыми трактовками можно было бы поспорить, но скрипачка продемонстрировала самое главное: свое собственное артистическое лицо. И в хрестоматийном концерте Ф. Мендельсона-Бартольди, и в не менее популярных "Цыганских напевах" Сарасате Ева Леон, тонко чувствуя стиль каждого произведения, все же представила собственный образ роскошной романтической примадонны. Легко и непринужденно, она выбирала темпы, разставляла содержательные акценты. Надо отдать должное и Академическому симфоническому оркестру

Львовской филармонии и дирижеру Юрию Бервецкому, которые буквально "на лету" ловили художественные открытия испанской скрипачки. В конце концов, она высоко оценила сотрудничество с львовскими художниками и выразила особое восхищение львовской публикой.

Любовь Кияновская